Однажды писатель Израиль Меттер побывал в Музее ленинградского уголовного розыска и увидел там чучело овчарки. Заинтересовавшись необычным экспонатом, писатель выяснил, что это Султан — легендарный милицейский пёс, который участвовал в задержании более тысячи преступников и нашёл похищенное имущество на сумму примерно в три миллиона рублей.
Султан работал во время блокады Ленинграда, его дважды ранили преступники, а когда пёс уже не мог выполнять служебные обязанности его забрал к себе майор Пётр Бушмин. Любитель собак Меттер познакомился с майором и тот рассказал ему о жизни Султана и о роли кинологов в розыскной работе. Так появилась повесть, которая сначала называлась «Мурат», а потом и сценарий будущего фильма. После премьеры повесть переиздавали уже под названием «Мухтар».
«Ко мне, Мухтар!», к/с «Мосфильм», 1964, реж. С. Туманов
На роль Мухтара сначала взяли трёх собак — Урал и Байкал были уже опытными «сотрудниками» Министерства внутренних дел СССР, а третьего пса киностудия «Мосфильм» приобрела незадолго до начала съёмок. Он был молодым и необученным, к тому же оказался излишне игривым, поэтому его снимали только тогда, когда надо было подчеркнуть юный возраст Мухтара. Вышколенные овчарки играли взрослого Мухтара, который уже прошёл курс дрессировки и стал настоящей служебной собакой.
«Ко мне, Мухтар!», к/с «Мосфильм», 1964, реж. С. Туманов
Главную роль режиссёр Семён Туманов предложил Юрию Никулину по рекомендации Израиля Меттера. «Я же не могу играть милиционера! Я в последних двух фильмах играл жуликов!» — возразил актёр, но режиссёра это не смутило. Работавший в цирке Никулин знал, как взаимодействовать с животными, да и собаки, которых предоставило МВД, были профессионалами. За несколько недель до съёмок актёр вставал рано утром, ехал в питомник, кормил псов и шёл с ними гулять, потом ехал в цирк, а после выступлений снова отправлялся выгуливать и кормить своих «мухтаров»…
«Ко мне, Мухтар!», к/с «Мосфильм», 1964, реж. С. Туманов
Съёмки начались с эпизода, в котором Мухтар и Глазычев шли по следу рецидивиста… И сразу возникли неожиданные проблемы. Метель создавали мощные ветродуи, которые работали с таким воем, что собаки в ужасе разбегались. Тогда съёмочная группа задумалась о четвёртом псе. Когда-то на «Мосфильм» пришло письмо от инженера, который был страстным собаководом и написал свой вариант сценария по повести «Мухтар». Он рассказал, что у него есть умнейший Дейк, который запросто справится с ролью. Пёс был расписан так, как будто мог не только сыграть, но и снять фильм… Инженера вызвали вместе с собакой. И действительно — Дейк не боялся ветродуев, выполнял любые команды, был очень артистичным и сыграл большую часть роли.
«Ко мне, Мухтар!», к/с «Мосфильм», 1964, реж. С. Туманов
В сцене, где Мухтар бросался на свою бывшую хозяйку, вместо Аллы Ларионовой снимали дублёршу. Девушку обмотали войлоком, надели поверх толстую шубу и выпустили Дейка. Наблюдавшей за съёмками Ларионовой работа дублёрши не понравилась, и она всё-таки настояла на своём участии. Дрессировщик так переживал за актрису, что бросался оттаскивать собаку на середине сцены и испортил четыре дубля. На пятый раз режиссёр попросил ассистентов держать дрессировщика до тех пор, пока не будет дана отмашка…
«Ко мне, Мухтар!», к/с «Мосфильм», 1964, реж. С. Туманов
Помощником звукооператора работал молодой актёр Олег Шкловский. Когда искали актёров, которые согласятся подвергнуться нападению служебной собаки, многие отказывались, а Шкловский вызвался добровольцем. Он сыграл эпизодическую роль преступника, укравшего окорок из магазина. Оказалось, что актёры боялись совершенно напрасно — на съёмках собака всё время пробегала мимо бандита. В конце концов сцену решили не переснимать, так как действие всё равно происходило в темноте.
«Ко мне, Мухтар!», к/с «Мосфильм», 1964, реж. С. Туманов
Кому не повезло с собаками, так это Льву Дурову. Актёр играл рецидивиста Рыбу, которого должен был задержать пёс. Мухтара в этой сцене играл Байкал, который отличался суровым нравом и однажды на задержании серьёзно погрыз человека. Дурова он воспринял как настоящего преступника — сбил с ног, вцепился, начал таскать по земле и подбираться к горлу. Актёр попытался сунуть ему в пасть защитный рукав, но Байкал его отшвырнул… Все происходило буквально секунды, но, когда собаку оттащили, на Дурове по его воспоминаниям остались только «трусы да валенки» и шрам на ноге на память о съёмках.
«Ко мне, Мухтар!», к/с «Мосфильм», 1964, реж. С. Туманов
Для съёмок финала фильма, когда Мухтар приходит в себя после ранения, собаке надо было придать больной вид. К лапе привязали кусочек проволоки, которая слегка покалывала при ходьбе, и пёс старался на неё не наступать. Голову обмотали бинтами, а шерсть намазали вишнёвым сиропом, чтобы она выглядела свалявшейся.
«Ко мне, Мухтар!», к/с «Мосфильм», 1964, реж. С. Туманов
После выхода фильма кличка обрела небывалую популярность — Мухтары всех пород были почти в каждом дворе… Юрию Никулину стали дарить щенков служебных собак, и он не знал, как уговорить собаководов этого не делать. Актёр шутил, что пора снимать вторую часть и назвать её «От меня, Мухтар!».
«Ко мне, Мухтар!», к/с «Мосфильм», 1964, реж. С. Туманов